Russian Belarusian English

Единый номер для стола справок и вызова врача взрослого и детского населения
(8-017) 311-08-00 (городской)
+375 44 541-20-39 (A1)

Регистратура стоматологии:
(8-017) 311-08-21 (городской)

Russian Belarusian English
  • Главная
  • Информация
  • Новости
  • Близорукость. Причины возникновения и профилактика.

Близорукость. Причины возникновения и профилактика.

У новорожденных глаза, как правило, дальнозоркие. По мере роста ребенка размер глазного яблока увеличивается. К 9-12 годам – у большинства детей глаза становятся соразмерными. Однако у части детей шаровидная форма глаза может измениться, стать удлиненной. В этом случае задний отдел глазного яблока растягивается, сетчатка соответственно отодвигается. Получающиеся в таких глазах изображения отдаленных предметов перестают совпадать с сетчаткой и теряют отчетливость. Глаза становятся близорукими. Если глазное яблоко продолжает удлиняться, то продолжает увеличиваться и степень близорукости. В таких случаях говорят, что близорукость прогрессирует.

Как проявляет себя начало близорукости? Школьник, например, начинает плохо видеть, что написано на доске и просит пересадить на первую парту. При чтении он приближает книгу к глазам, сильно склоняет голову во время письма, в кино или театре стремиться занять место к экрану или сцене.

Родители и педагоги должны помнить об этих первых признаках близорукости и сразу же показать ребенка офтальмологу.

Для близоруких характерно прищуривание глаз при рассматривании предметов. Это вызвано тем, что при близорукости каждая точка рассматриваемого предмета изображается на сетчатке в виде небольшого размытого круга, а не точки (круги светорассеяния). При прищуривании глаз уменьшается размер зрачка, круги светорассеяния становятся меньше и острота зрения несколько понижается.

Стремление чрезмерно приблизить зрительный объект к близоруким глазам, чтобы сделать его изображение на сетчатке более крупным и четким, требует усиленной работы мышцы глаза, а значит, зрительной нагрузки на обе внутренние прямые мышцы, поворачивающие каждый глаз внутрь. Это вызывает утомление мышц, неприятные ощущения и боли в области глаз и лба (мышечная астенопия). Нередко мышцы не справляются с такой напряженной работой, и возникает расходящееся косоглазие.

Что же обуславливает возникновение близорукости? В механизме развития близорукости можно выделить 3 звена:

  1. длительная зрительная работа на близком расстоянии;
  2. наследственная обусловленность;
  3. ослабленная склера – внутриглазное давление.

Неблагоприятные гигиенические условия зрительной работы побуждают чрезмерно приближать глаза к объекту зрительной работы, затрудняют деятельность аккомодации и тем самым способствуют развитию близорукости.

Установлено, что в семьях, где близорукость прослеживалась в ряде поколений, она встречается в 4 раза чаще, чем в других контрольных семьях. Это указывает на существенное значение наследственного фактора в происхождении близорукости.

В прогрессировании близорукости главным образом повинен третий фактор- ослабление склеры. Оно может быть врожденным или возникать в результате общих заболеваний организма и эндокринных сдвигов.

Меры по предупреждению близорукости заключаются в создании наиболее благоприятных условий для зрительной работы, исключающих возможность быстрого утомления глаз и необходимость их чрезмерного приближения к книге или тетради.

Большое значение для профилактики близорукости имеет правильное и достаточное освещение класса и рабочего места школьника.

Для классов световой коэффициент должен составлять 1:5,для прочих помещений школы 1:3. для беспрепятственного попадания в учебное помещение дневного света необходимо содержать в чистоте оконные стекла, не ставить на подоконники высокие цветы, наглядные пособия. На окнах должны быть светлые шторы для устранения слепящего действия прямых солнечных лучей.

В третьем от окон ряду парт в пасмурную погоду даже в наиболее светлых классах освещенность может быть недостаточной. Целесообразно каждую учебную четверть пересаживать детей на разные ряды парт.

Естественная освещенность в классе зависит от степени отражения дневного света от потолка, стен, мебели и других поверхностей. Поэтому отражающие поверхности должны быть окрашены в светлые тона: потолки, оконные проемы и рамы – в белый цвет, панели – в светло- серый с легкой примесью желтого цвета, школьная мебель – в светло – серый цвет. Окрашенная поверхность должна быть матовой.

Для искусственного освещения в школах используют светильники с лампами накаливания или с люминесцентными лампами, снабженными специальной арматурой.

Освещенность от таких ламп в классах на партах и классной доске должна быть не меньше 150 люксов при использовании ламп накаливания и 300 люксов при освещении люминесцентными лампами. В стандартном классе такую освещенность дают 8 светильников с лампами накаливания по 300вт каждая, которые необходимо расположить в два ряда.

Нужно следить за тем, чтобы текст, рисунок, наглядное пособие были достаточно контрастны с фоном – бумагой, доской, на которой они изображены или находятся. Для облегчения зрения бумага, на которой пишут, должна быть белой, чернила темными, классная доска черной или темно - коричневой и матовой, а мел хорошего качества.

Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть не менее 30 – 35см. оно равно примерно длине руки от локтя до кончиков пальцев.

Необходимо следить за правильной посадкой школьника за партой. Парты должны соответствовать росту школьника. При косом почерке правильная посадка несколько затруднена. Поэтому в первом классе рекомендуется "прямое письмо" в период выработки правильной посадки.

Дома школьнику следует отвести светлое место у окна. В вечерне время нужно пользоваться искусственным освещением – настольной лампой в 60 вт с непрозрачным колпаком. Свет должен падать с левой стороны на рабочую поверхность, а глаза оставаться в тени. Высота стола и стула должна соответствовать росту ребенка. Нельзя читать при плохом освещении, во время езды в трамвае, троллейбусе, автобусе. Это проявление элементарного невнимания к сохранению своего зрения, особенно в школьном возрасте. Домашние занятия учащихся 1-2 классов должны продолжаться не более 1,5 -2 часов, учащихся 3 -4 классов не более 2 часов, старших школьников не более 3 -4 часов. При этом важно периодически давать глазам отдых. Через каждые 15 – 20 минут занятий делается 5 минутный перерыв. Очень важно, чтобы школьники в течении дня находились на воздухе не менее 2-3 часов.

Летние каникулы дети должны проводить за городом в хорошей озелененной местности. Детям рекомендуется смотреть только специальные детские телевизионные передачи. При этом они должны находиться от экрана телевизора на расстоянии не менее 2.5 – 3 метров. Комната в это время должна быть освещена.

Зрительная нагрузка, не связанная с обучением в школе или с профессиональной деятельностью, должна быть уменьшена в разумных пределах.

В настоящее время установлено, что близорукость в 2 раза чаще возникает среди детей с отклонениями в общем состоянии здоровья. Отмечается связь близорукости с такими заболеваниями как ревматизм, заболеваниями печени, хроническим тонзиллитом, нарушением осанки, сколиозом, тяжелыми инфекционными заболеваниями. Патологические процессы в организме могут ослаблять склеру, создавая условия для ее растяжения и развития близорукости.

Физическая культура должна занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости. Физические упражнения общеразвивающего характера, применяемые в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы оказывают положительное влияние на функции миопического глаза.

С ранних лет научитесь сами следить за своим здоровьем, в том числе и зрением. Человеческий организм устроен так, что от множества угрожающих здоровью болезней он защищает себя сам. Активные занятия физкультурой и спортом, закаливающие процедуры, рациональное питание, правильный распорядок дня, отказ от вредных привычек помогут надолго сохранить здоровье и зрение – этот бесценный дар природы.

Валентина Николаевна Никульникова,
детский офтальмолог
УЗ «36-я городская поликлиника г. Минск

Карта проезда