Как подготовить ребенка к школе и создать ему безопасные условия для учебы
Поступление в школу – первая серьезная нагрузка для ребенка, к которой он должен быть подготовлен физически и эмоционально. Что нужно сделать родителям до 1 сентября, какие проблемы со здоровьем могут подстерегать ребенка на школьной скамье, как организовать день маленького школьника?
Рабочее место
Отмечается, что рабочий стол должен "расти" вместе с ребенком. Лучше всего приобрести стол-трансформер с регулируемой высотой и углом наклона. Столешница должна находиться примерно на уровне солнечного сплетения. Если попросить будущего ученика поставить на стол локти, а ладошки вытянуть вверх так, словно он поднял руку для ответа, то при идеальной посадке кончик большого пальца должен находиться на одном уровне с глазами. Оптимальная высота стола — на 2-3 см ниже локтя ребенка (в положении стоя).
Также желательно приобрести регулируемый по высоте стул с подставкой под ноги. При правильной посадке стопы должны полностью стоять на полу (подставке), а колени — согнуты под прямым углом. В идеале спинка стула должна регулироваться. Расстояние между столешницей и грудной клеткой должно быть примерно 10 см, расстояние от глаз до книги — не менее 30 см.
Рабочее место лучше расположить возле окна. Рекомендуется купить настольную лампу. Свет должен падать слева, а для левшей справа, чтобы от рабочей руки не возникала тень.
Одежда и обувь
Одежда для школьника должна быть легкой, мягкой, удобной в покрое, безопасной для здоровья, обеспечивающей состояние теплового комфорта, а также соответствовать возрасту и размерам ребенка. Предпочтение необходимо отдавать тканям из натуральных материалов (лен, хлопок, шерсть). Из искусственных тканей наиболее комфортной является вискоза. Изделия костюмного ассортимента для учащихся лучше покупать с вложением химических волокон до 55%, в блузки и сорочки — до 30%. В синтетической одежде жарко в весенне-летний период и холодно в осенне-зимний.
Обувь лучше купить из натуральной кожи. Подошва должна быть гибкой, чтобы не сковывать движения. Высота каблука для детей 6–7 лет должна быть не более 2 см. В закрытой обуви не допускается подкладка из искусственных и (или) синтетических материалов. Важно помнить, что кроссовки — все-таки спортивная обувь, предназначенная именно для занятий физкультурой, а не для повседневной носки.
- В чем лучше носить учебники?
- Лучше выбрать рюкзак или ранец. Школьникам категорически запрещено ношение сумки с учебниками на одном плече, так как это способствует формированию нарушений осанки..
При покупке ранца (рюкзака, портфеля) обращайте внимание на вес: для ученика начальных классов он должен быть не более 700 г, а для ученика средних и старших классов — не более 1 кг. Важна ортопедическая жесткая спинка. Это способствует равномерному распределению нагрузки и формированию правильной осанки.
Ремни ранца предпочтительнее из эластичного материала, желательно, чтобы они позволяли изменять длину в соответствии с ростом ребенка и характером одежды. Ранец должен иметь детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами. Важно, чтобы он плотно прилегал к спине, его ширина примерно соответствовала ширине плеч, верхний край и плечи были на одном уровне, а нижний край располагался на уровне пояса
При выборе ранца необходимо учитывать его размеры и наличие твердого основания, прилегающего к спине ребенка для удобного ношения школьных принадлежностей.
-Какие проблемы со здоровьем наиболее часто встречаются у детей во время учебного года?
Как только ребенок переступает порог учебного заведения, то из беззаботного малыша превращается в школьника, у которого есть большие обязанности.
У него меняется весь образ жизни: среда, требования, поведение, режим. Поэтому перед поступлением в школу ребенок должен хорошо отдохнуть летом. Очень важно чтобы он был здоров. Все дети за год до поступления в первый класс проходят всестороннее медицинское обследование – диспансеризацию. И в течение года дети должны быть оздоровлены в соответствии с рекомендациями врачей, участвующих в диспансеризации.
Наиболее частые проблемы в состоянии здоровья младших школьников в течение первого года обучения – это переутомление и, как следствие, развитие неврозов, а также нарушения осанки, снижение остроты зрения и частые ОРВИ.
-Можно ли их избежать?
- Всех этих проблем можно избежать при условии соблюдения режима дня и гигиенических норм.
Глазам, как и другим органам, нужен отдых, гимнастика – поработали глаза напряженно 20-25 минут – посмотри в окно, вверх на небо. Достаточно несколько секунд.
-После 45 минут работы над уроками необходимо устроить, как в школе, перемену на 5-10 минут.
-Начальные проявления нарушений опорно-двигательного аппарата (сутулость, искривление позвоночника, плоскостопие) можно исправить в кабинетах ЛФК еще до поступления ребенка в школу. Важно провести санацию ротовой полости ребенка.
-Никогда не следует кричать и принимать меры физического воздействия за те или иные проступки ребенка, бранить его – тем самым взрослый проявляет свое бессилие в воспитании школьника, и в то же время может способствовать нарушению у него нормальной деятельности нервной системы.
- Сколько времени в день ребенок может проводить перед компьютером и телевизором без вреда для здоровья?
- Учитывая, что у первоклассника возрастает нагрузка на органы зрения при занятиях в школе и выполнении домашних заданий, риск снижения остроты зрения при проведении времени у компьютера и телевизора значительно возрастает. Поэтому следует четко соблюдать следующие рекомендации: время пребывания у компьютера и телевизора не должно превышать 30 минут.
- Как правильно организовать питание ребенка-школьника?
- Важны условия приема пищи. Необходимо воспитывать у ребенка привычку есть медленно, хорошо пережевывая пищу. Во время еды нельзя читать и заниматься каким-либо другим делом. У школьника должно быть четырехразовое питание. Необходимо придерживаться следующей схемы питания: первый завтрак – 25%, второй завтрак – 15-20%, обед – 35-40%, ужин – 20%.
Правильный режим питания имеет большое значение для сохранения здоровья, поддержания высокой работоспособности и профилактики заболеваний пищеварительных органов у ребенка.
- Как настроиться на учебный процесс после летних каникул, чтобы у ребенка не возникло апатии или депрессии?
- За две недели до начала занятий необходимо начать соблюдать режим дня школьника.
- Значительная учебная нагрузка, отсутствие четкого чередования умственного напряжения с отдыхом, физическим трудом, прогулками, занятиями физкультурой и спортом, недостаточный сон могут привести к переутомлению школьника. Решение этой проблемы во многом зависит от оптимизации режима дня и создания благоприятных условий для трудовой деятельности и отдыха в школе и домашних условиях.