Не секрет, что в последние годы в жизнь наших детей все увереннее входит компьютер (ПК) — как средство обучения, как вид развлечения, как способ общения. Школьники «общаются» с компьютером в школе, у многих он есть дома, у кого нет — посещают компьютерные клубы, которых в городе множество.

 

При несоблюдении гигиенических требований к работе с ПК возможны негативные последствия для организма.

. Анкетный опрос старшеклассников, проведенный после работы на ПК, выявил у 70% из них жалобы на зрительное утомление, снижение остроты зрения, контрастной чувствительности и т. д. У школьников с нарушением зрения эти проявления были более выраженными. Окулисты даже ввели новый термин «компьютерный зрительный синдром». По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранен

 

ия, самым частым следствием компьютерной зрительной нагрузки у детей и подростков может явиться ухудшение зрения со скоростью 1 диоптрия в год в основном при использовании дисплеев низкого качества и в первую очередь у детей с имеющими нарушениями зрения. Снижение остроты зрения влечет за собой снижение учебной успеваемости, а в дальнейшем возникают ограничения в выборе профессии и трудности социальной адаптации.Кроме того, при работе с ПК может иметь место риск развития отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата, что чаще всего проявляется в виде различных вариантов нарушения осанки. Интенсивное и длительное использование клавиатуры может стать источником заболевания рук, так называемая «травма повторяющихся нагрузок». В это понятие входят заболевания сухожилий, мышц, нервов кисти и предплечья. Наиболее часто возникает ущемление медиального нерва руки в результате опухания сухожилия при повторяющемся изгибе запястья. При этом длительность периода восстановления функции руки больше, чем при переломе кости.

Значительная зрительная и психоэмоциональная нагрузка, высокая концентрация внимания, статическое напряжени

 

е, которые имеют место при работе с ПК, вызывают у школьников общее утомление, особенно если у ребенка имеются какие-либо нарушения здоровья. Могут возникать астено-невротические состояния, характеризующиеся высоким уровнем тревожности, раздражительностью, головной болью, снижением памяти, депрессивными реакциями, нарушениями сна. В результате погружения в виртуальную реальность в сознании ребенка трансформируется картина мира, нарушаются процессы восприятия и понятийного мышления. Ритмические сигналы, исходящие от дисплеев, могут вызвать у детей приступы мимолетных перерывов в сознании или короткие приступы дурноты и удушья. Подобные расстройства обусловлены повышенной судорожной готовностью детского организма.

Следует подчеркнуть, что наибольший риск неблагоприятного влияние на организм ребенка представляют не учебные занятия на компьютере, а компьютерные игры с навязанным ритмом, в которые наши дети могут играть часами, забывая о еде, прогулках и т. д. В этом плане нужен жесткий контроль родителей.

Надо помнить, что неблагоприятное воздействие характера и условий работы на ПК может быть значительно уменьшено путем регламентации длительности работы, обеспечения оптимальных параметров микроклимата в помещении (проветривание, увлажнение воздуха), рационального освещения, оптимизации позы, использования физических упражнений для глаз, для профилактики общего утомления. Специальными исследованиями было установлено, что контролируемое и регламентированное компьютерное обучение с использованием качественных мониторов не оказывало отрицательного влияния на рост, развитие и состояние здоровья детей и даже способствовал

 

о развитию работоспособности, пространственной ориентации, наглядно-действенному мышлению.

Несколько советов:

При покупке компьютера обращайте внимание на наличие технического паспорта, сертификата соответствия и обязательно гигиенического сертификата; не рекомендуется использовать дисплеи с размером экрана по диагонали менее 31 см; клавиатура не должна быть жестко связана с монитором; поверхность клавиш должна быть защищена от стирания и иметь антибликовое покрытие;

  • используйте защитные экраны для видеодисплейных терминалов;
  • экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см, уровень глаз при вертикальном положении экрана должен приходиться на центр или 2/3 его высоты, линия взора — перпендикулярна центру экрана;
  • рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране ПК, не должна превышать для обучающихся в 1-4-х классах — 15 минут, в 5—7-х классах — 20 минут, в 10—11-х классах — 25-30 минут;
  • компьютерные игры с навязанным ритмом — не более 1 раза в день продолжительностью до 10 минут для детей младшего школьного возраста; до 15 минут — для детей среднего и старшего школьного возраста. Нельзя играть в компьютерные игры перед сном.

В заключение хочется еще раз напомнить всем папам и мамам, что здоровье наших детей во многом зависит от нас, родителей. От нашего терпения, доброты, любви к ребенку, умения уважать его личность и конечно же от нашего умения организовать жизнь сына или дочки так, чтобы обеспечить их гармоничное развитие и предупредить развитие заболеваний.

Составлено по материалам Интернета.