Выбор методов и средств обучения и воспитания детей и подростков определяется их возрастными особенностями, точно также целенаправленная профилактика травматизма ставит конкретные задачи для каждой возрастной группы.

Травматизм у подростков имеет ряд характерных особенностей социально-гигиенического и психофизиологического порядка. В общеобразовательных школах вопросы техники безопасности предусмотрены программой по курсу труда и домоводства.

Особое внимание этим вопросам должно уделяться на занятиях старшеклассников Воспитание подростков, обучение их правильному поведению дома, на улице, в общественных местах, при занятиях физкультурой и спортом — кропотливая и сложная работа, в которой участвуют учителя, родители, тренеры, пионервожатые и др. Медицинские работники школ являются консультантами и помощниками учителей в процессе программного обучения для ведения разъяснительной работы среди детей — учащихся младших классов и контроля за их поведением во время пребывания в школе.

У школьников на уроках химии, физики, физкультуры, а также на уроках по трудовому обучению следует формировать правильное отношение к возможным опасностям, отрабатывать навыки по предупреждению травм, в том числе и навыки обращения со взрывоопасными и легковоспламеняющимися — особенно с бытовыми химическими — веществами с целью снижения количества травм кисти, деформации и нарушения функции которой могут неблагоприятно сказываться на выборе профессии в будущем.

Знания, полученные как на уроках, так и в повседневной жизни, закрепляются применительно к различным ситуациям. В школах необходимо широко использовать местное радиовещание для постоянного напоминания о необходимости правильного поведения в школе и на улице.

Одним из путей предупреждения травм является систематическое формирование у подростков полезных навыков, правильного поведения, а также разумное управление их действиями с учетом естественного стремления к познанию окружающего мира.

Существующая система гигиенического воспитания учащихся предусматривает освоение темы профилактики травм в процессе программного обучения, внеклассной работы с использованием всех форм санитарного просвещения: устного и печатного слова, наглядных пособий, радио, кино, телевидения.

В вопросах профилактики травматизма следует проводить разъяснительную работу среди родителей, которые считают, что несчастные случаи с детьми бывают редко, и несерьезно относятся к профилактическим мероприятиям. Родители должны понять, что действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку, подростку надо объяснить детально.

В выработке у подростка навыков осмотрительного поведения большую роль играет положительный пример взрослых.

Поэтому необходимо всемерно повышать педагогическую компетентность и ответственность родителей за воспитание детей.

Осуществление и претворение в жизнь многообразных форм профилактики травм среди учащихся в значительной мере зависит от взаимодействия семьи и школы.

Составлено по материалам Интернета.

Зав.отделения педиатрии С. Н. Пригун.