Как известно, 80% информации современный человек получает через зрительную систему, в 50% случаев — в процессе чтения. У детей младшего возраста первые признаки зрительной усталости наблюдаются через 10 минут. У детей среднего школьного возраста — через 25 минут. В старшей школе — через 45 минут. Чтобы глаза отдыхали, детям советуют смотреть вдаль. Вот почему школьные окна не должны быть завешены гардинами. Если раньше зрение у школьников за время учебы ухудшалось на 30–40%, то теперь — в 3–4 раза! Конечно, в большей степени это касается городских детей. Они серьезно «садят» зрение в компьютерных клубах, где могут играть по 8–10 часов.
Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей — это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм.

Спазм аккомодации.

Большинство офтальмологов называют спазмом аккомодации чрезмерное напряжение мышцы, которое не проходит, даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Такой спазм дает стойкое усиление преломляющей способности глаза в ущерб зрению.
Близорукость.

Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению. В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.
Дальнозоркость.

В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. Первые признаки появления дальнозоркости — ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях — понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.
Астигматизм.

Это особый вид оптического строения глаза. Явление этого врожденного или приобретенного характера обусловлено чаще всего, неправильностью кривизны роговицы. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

Профилактические мероприятия по предупреждению нарушений зрения у школьников.

Очень важны все основные гигиенические вопросы режима для школьника — построение учебного дня в школе, организации уроков и перемен, организация занятий и отдыха во внешкольное время .В первую очередь, нужно сказать об учащихся младших классов. Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период.

Все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещенности. На освещенность помещения влияет чистота оконных стекол. Немытые стекла поглощают 20 % световых лучей. К концу зимы, когда на окнах накапливается особенно много пыли, грязи,

эта цифра достигает 50 %.

Большое значение имеет и правильное устройство рабочего места школе и в домашних условиях.

При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт, при этом не исключается общее освещение в комнате.

Итак, освещение рабочего места должно быть достаточным по уровню, мягким, без резких бликов и теней, ровным, приятным для глаз. Ярко-красные прозрачные абажуры быстрее утомляют глаза, чем матовые, зеленого или желтого цвета.

Необходимо коснуться такого важного аспекта в профилактике зрения у школьников как компьютер. Строгое соблюдение правил зрительного режима при работе с компьютером предотвращает развитие компьютерного синдрома и нарушений зрения.

Только при совместном действии врачей, учителей и родителей, можно сохранить или предотвратить нарушения зрения.

Берегите зрение!

Составлено по материалам Интернета.